Фото школы
Герб школы
Внедрение ФГОС   


            Главная страница

            Новости

            История школы

            Экскурсия по школе

            Фотогалерея

            Наши достижения

            Творческая лаборатория

            Ученикам

            Родителям

            Учителям

            Нормативные акты

            Педагогический коллектив

            Управляющий Совет

            Внедрение ФГОС

            Проектная и
            исследовательская
            деятельность


            Наши контакты




Освоение и внедрение федерального образовательного стандарта начального общего образования в МОУ Начальная общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный

Приказом Министерства образования Пермского края от 22.09.2010 года "О внесении дополнений в приказ Министерства образования Пермского края от 21.05.2010 № СЭД-26-02-04-169 "Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования" (Приложение 1) МОУ Начальная общеобразовательная школа определена апробационной площадкой введения федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Руководитель школы: Щукина Вета Юрьевна, директор МОУ НОШ
Научный руководитель: Самойленко Татьяна Геннадьевна, зав.кафедрой МНО ПКИПКРО

Цель: создать условия для успешного внедрения ФГОС НОО.

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетентность педагогов,
работающих в начальной школе.

В сентябре 2010 года было проведено анкетирование педагогов школы с целью выяснения готовности педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности. Анкетирование проводилось по следующим направлениям:
  • Профессиональная готовность учителей к применению современных образовательных технологий;
  • Оценка готовности к участию в инновационной деятельности.
В результате анкетирования было выяснено, что 86% педагогов школы готовы к участию в инновационной деятельности, 100% - к применению современных образовательных технологий.
схема
С целью организации повышения квалификации педагогических кадров был утвержден план- график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ, согласно которому повышение квалификации учителей начальной школы осуществляется поэтапно по мере введения ФГОС НОО.

Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров
в 2010-2011 учебном году

Ф.И.О.ДолжностьСрокиНазвание курса
1Щукина В.Ю.директор "Федеральный образовательный стандарт начального общего образования"
2Шорохова М.П.заместитель директора по УВРИюнь - июль 2010г."Федеральный образовательный стандарт начального общего образования"
3Теличкина Е.Г.учитель начальных классовИюнь - июль 2010г."Федеральный образовательный стандарт начального общего образования"
4Челпанова Е.Л.учитель начальных классовИюнь - июль 2011г."Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения"
5Апкина А.Д.учитель начальных классовИюнь - июль 2011г."Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения"
6Киселева О.Ю.учитель начальных классовИюнь - июль 2011г."Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения"
7Кремлева Ю.Б.учитель начальных классовИюнь - июль 2011г."Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения"

Таким образом, в первую очередь были обучены учителя, которые работают в первых классах.
Всем педагогам школы была предоставлена возможность для повышения квалификации путем проведения семинаров по изучению требований ФГОС на базе школы.
Саханова Т.В. приняла участие в региональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы подготовки педагогов в условиях внедрения новых образовательных стандартов".
Педагоги школы провели открытые уроки с учетом требований ФГОС, в том числе на телевидении (Теличкина Е.Г "Окружающий мир", Кичанова Е.М. "Здоровый образ жизни"). Шефер О.С., Поносова М.С., Теличкина Е.Г., Рычкова Н.Г., Апкина А.Д. приняли участие в конкурсе профессионального мастерства "Педагог - профессия на века" в номинации "Образование и стандарты". Педагоги школы Саханова Т.В., Литвиненко И.М., Грабко О.А., Воронова Г.Н., Рычкова Н.Г. представили опыт работы школы на краевых курсах повышения квалификации "Федеральный государственный стандарт начального общего образования и его реализация в вариативных учебно-методических комплектах". Опубликованы статьи "Внеурочная деятельность - основа для развития личности ребенка в МОУ Начальная школа ЗАТО Звездный" (авторы Саханова Т.В., Степаненко Е.В. - зам. директора по ВР, Литвиненко И.М. - председатель методического объединения), "Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в начальной школе" (автор Саханова Т.В.).
Таким образом, 100% педагогов школы повысили свою профессиональную компетенцию в результате участия в методических семинарах и самообразования, часть педагогов прошла курсовую подготовку.

2. Обеспечить методическое сопровождение освоения ФГОС НОО.

Работа методической службы учителей начальных классов направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности. В 2010-2011 учебном году была реконструирована система методической работы, обеспечивающая сопровождение введения ФГОС НОО. В связи с уходом от методических объединений по параллелям создавались временные творческие группы для решения возникающих вопросов.

В школе разработан план проведения семинаров с ориентацией на проблемы введения ФГОС НОО. Для проведения научно-методических и практических семинаров был определен единый день недели - понедельник.

Семинары были проведены по следующим направлениям:
  • изучение содержания ФГОС;
  • разработка новой образовательной программы школы.
Все педагоги школы приняли участие в семинарах.
В результате проведения теоретических и практических семинаров педагогами школы был изучен ФГОС как совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы и разработаны разделы основной образовательной программы.

3. Разработать новую образовательную программу школы
и рабочие программы учебных предметов
в соответствии с требованиями ФГОС.

Для разработки основной образовательной программы были созданы рабочие группы педагогов

Раздел образовательной программыСостав рабочей группы
Пояснительная запискаЩукина В.Ю.
Шорохова М. П.
Саханова Т.В.
Планируемые результаты освоения обучающимися программыКузяева Р.В.
Воронова Г.Н.
Поносова М.С.
Грабко О.А.
Программа формирования УУДАпкина А.Д.
Киселева О.Ю.
Григорьева Ю.В.
Токарева Т.В.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихсяРычкова Н.Г.
Шефер О.С.
Камалова Л.Т.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизниШварева Г.А.
Теличкина Е.Г.
Носкова Т.В.
Программа коррекционной работыРусова Т.С.
Челпанова Е.Л.
Васильева Л.Н.
Кичанова Е.М.
Парицкая Т.Е.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программыЛитвиненко И.М.
Белоногова Л.С.
Углева Н.И.
Программы рабочих предметовУчителя начальных классов

Разделы основной образовательной программы были приняты на педагогическом совете от 20 апреля 2011 года.

4. Cоздать нормативную базу внедрения ФГОС в начальной школе.

С целью создания нормативного обеспечения ФГОС были проведены следующие мероприятия:
  • разработана Основная образовательная программа;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО;
  • утвержден план-график введения ФГОС в МОУ НОШ;
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностные инструкции работников МОУ НОШ;
  • разработано и принято на Управляющем совете школы Положение о системе оплаты труда работников МОУ Начальная общеобразовательная школа;
  • разработано дополнительное соглашение к трудовому договору с педагогическим работником;
  • разработано положение об учебном кабинете начальной школы;
  • создан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников МОУ НОШ;
  • определена модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.
5. Aпробировать и определить оптимальную модель организации внеурочной деятельности.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. На внеурочную деятельность отведено до 10 часов.
Учителя первых классов (Поносова М.С., Токарева Т.В., Теличкина Е.Г., Кузяева Р.В.) апробировали новую модель организации образовательного процесса с учётом требований к внеурочной деятельности.

Для организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС были проанализированы следующие модели:
  • дополнительного образования;
  • Школы полного дня;
  • оптимизационная;
  • инновационно-образовательная модель.
Из представленных моделей наиболее подходящей стала модель дополнительного образования, потому что:
  • в Звёздном традиционно развита система дополнительного образования, реализуется проект "Школьный спортивный сертификат";
  • имеется возможность привлечения квалифицированных кадров дополнительного образования;
  • привлекательна возможность привлечения "проблемных" детей к занятиям во внеурочное время;
  • эта модель позволяет сберечь здоровье первоклассников через организацию горячего питания и прогулок.
В школе был разработан проект "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС нового поколения", в ходе реализации которого были созданы программа внеурочной деятельности, учебный план, расписание, карта занятости учащихся.
Для выбора направлений и видов внеурочной деятельности в августе 2010 г. было проведено родительское собрание по определению интересов детей и запросов их родителей. Интересы и запросы распределились следующим образом: увлечение спортом - 94%, декоративно-прикладным искусством - 75%. Занятия художественно-эстетического цикла выбрали - 20%, а научно-познавательного - 60%. Таким образом, наибольшее количество родителей заинтересовано в занятиях спортивного направления.
Интересы детей и запросы их родителей
схема
Направления внеурочной деятельности были реализованы через:
  • систему школьных и классных мероприятий;
  • личную траекторию учащегося (занятия по интересам, которые не предоставляет школа: занятия в Детской школе искусств, кружки в МОУ ДОД ЦДТ "Звездный", секции спортивной школы "Олимп" и др.);
  • дополнительное образование, предлагаемое школой: "Формирование здорового образа жизни", "Удивительная прогулка", "Я - исследователь".
Для эффективной организации внеучебной деятельности учащихся были заключены договоры о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД ЦДТ "Звездный", ИП Князева Е.А.

Наименование учрежденияНазвание занятий
МОУ НОШ"Удивительная прогулка"
"Формирование здорового образа жизни"
МОУ ДОД ЦДТ "Звездный""Начальное техническое моделирование"
"Сударушка"
"Плетёнушка"
"Театр"
"Живая глина"
ИП Князева Е.АCпортчас

Для внеучебной деятельности традиционно отведена вторая половина дня, поэтому с целью соблюдения СанПиНов для учащихся экспериментальных классов было организовано горячее питание (обед) и активная прогулка на свежем воздухе. Педагогами школы разработана программа "Удивительная прогулка".
Воспитательные результаты внеурочной деятельности отслеживаются в соответствии с новыми стандартами по трем уровням.
Первого уровня (приобретение социальных знаний) достигли все учащиеся.
Для достижения второго уровня результатов (применение знаний в знакомой социальной среде) в школе проведены различные мероприятия: военно-патриотическая игра "Зарничка", операция "Ветеран", традиционные праздники "День рождения школы", "За честь школы", акция "Подарок школе", сбор макулатуры, операция "Чистый двор", социальные проекты, акцию "Живи книга", участие в научно-практической конференции, выставке изделий декоративно-прикладного творчества, в школьной спартакиаде.

В результате мониторинга, проведенного в конце учебного года, было выявлено: положительное отношение к труду показали 41% учащихся (1), качество выполнения поручений (2) - 35%, выполнение обязанностей школьника (3) - 28%, высокий уровень самоорганизации (4) - 24%, стремление к здоровому образу жизни (5) - 47%, высокий уровень развития коммуникативных навыков (6) - 22%.
схема
По сравнению с результатами 1а класса, не участвовавшего в эксперименте, результаты экспериментальных классов выше по всем показателям, что доказывает эффективность организованной внеурочной деятельности.

В начальной школе возможно частичное достижение результатов третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия) в связи с возрастными особенностями младших школьников, например, участие в социальных проектах.

Результат реализации модели дополнительного образования:
  • 100% занятость учащихся 1-х классов во внеурочной деятельности;
  • дополнительные образовательные программы "Удивительная прогулка", "Формирование здорового образа жизни", "Я-исследователь";
  • учебно-методические материалы.
В конце учебного года было проведено анкетирование родителей первоклассников с целью выяснения удовлетворенности организацией внеурочной деятельности учащихся. 94% родителей высоко оценили качество проведения прогулки, 77% - спортивных часов, 99% - курса "Формирование ЗОЖ".

Удовлетворенность родителей качеством
занятий дополнительного образования

схема
76% родителей первоклассников считают необходимым продолжение занятий внеурочной деятельности, не нужным - 13%, затрудняются с ответом - 11%.

Заинтересованность родителей в продолжении
занятий внеурочной деятельности:

схема
В связи с введением ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году МОУ НОШ вела просветительскую работу. С целью познакомить родителей будущих первоклассников на местном телевидении был показан цикл сюжетов о ходе апробирования ФГОС в школе: открытый урок окружающего мира, занятия "Удивительная прогулка" и "Формирование здорового образа жизни" и др.
Таким образом, модель внеурочной деятельности, апробированная в 2010-2011 учебном году в 1 классе, соответствует требованиям ФГОС к внеурочной деятельности, опыт школы транслировался уже на региональном уровне.

Вывод: Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Исп.: Н.Г. Рычкова
297-13-07





©Copyright 2011 МОУ НОШ  
614575, Пермский край, ЗАТО Звездный, Бабичева, 5а  
тел./факс: (342) 297-13-06  
mokretsovy@mail.ru